Бытует мнение, что во время поста без мяса человек не наедается и в результате увеличивает свою порцию. Так ли это?

Если есть гречку или овощи с небольшим количеством картошки, то во время поста человек может съесть немного больше. Но овощи, если увеличить за их счет порцию, не принесут большого вреда постящемуся. И если он не наедается, в этом поначалу большого греха нет. Когда постящийся ест каши, то есть употребляет углеводы, то, конечно, это может привести к тому, что за время поста он прибавит в весе. И такое питание не пойдет ему на пользу. Но все зависит от возможности той или иной семьи, того или иного прихода, того или иного монастыря.
Здесь уместно вспомнить высказывания праведного Иоанна Кронштадтского. В своей книге о посте он говорит, что поначалу постящимся сложно, а потом, оказывается, по мере того, как человек постится, что он не нуждается в том количестве пищи, которое у него было в непостное время. Он как бы восклицает и благодарит Бога за то, что Господь своей благодатью укрепляет постящегося при меньшем количестве пищи и помогает сохранять ту же телесную крепость и работоспособность.

Напомним, что дело не только в продуктах, но и благодати Божией, которая помогает постящемуся человеку.

И если бы в непостное время ему бы не удалось проявлять такое воздержание, то благодаря особому благословению Божиему, воздействию благодати Божией через благословение священнослужителей постящийся человек укрепляется. Благодать Божия делает так, как об этом говорится в церковных богослужебных текстах: побеждается естства чин, то есть меньшее количество пищи дает возможность при Божием благословении и воздействии Божественной благодати вести активный образ жизни.

Это подтверждают и церковные патерики, потому что люди, выдающиеся в отношении поста, монахи, подвижники, вкушали пищу иногда один раз в неделю, иногда вкушали и один раз в 40 дней, но мы понимаем, что это физиологически невозможно. При этом они сохраняли ясность сознания, работоспособность и делали все, что им положено по послушанию. Значит, не пища их укрепляла, а действие благодати Божией.

Из жития преподобной Марии Египетской мы знаем, что она ушла в пустыню с тремя хлебами, и этими тремя хлебами питалась до того самого времени, пока не встретила преподобного Зосиму. Значит, много лет этой пищи ей хватало, все остальное восполняла благодать Божия. Поэтому постящимся, которые серьезно относятся к посту, надо укрепляться верою о том, что Господь укрепит его на подвиги поста. Здесь нет субъективного мнения, самовнушения.

Чтобы в хорошем настроении оставаться во время поста, нужно учиться доверять Богу.

И зная свою меру, при которой остаются силы трудиться, вести активный образ жизни, выполнять свои обязанности дома, в Церкви, на работе, зная все это, человек должен подходить с рассуждением к посту. Соблюдать разумную меру поста, которая определена его духовником, и довериться Богу в Его благословении.

Протоиерей Сергий Филимонов