Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ    Соборование.РФ    Молитва.РФ     Война со страстями.РФ    Смерть поминовение.РФ    Епархия НВК


Иеромонах Пимен (Хеладзе) «Как определить для себя меру духовных трудов во время поста?»

Иеромонах Пимен (Хеладзе)

Духовная жизнь — это взаимоотношения двух личностей: Бога и человека. По большому счету, наше спасение сводится к тому, чтобы согласовать свою волю с волей Творца. Изначально человек находился гораздо ближе к Богу, нежели сейчас, после грехопадения, в котором произошло искажение всей человеческой природы. Пост — это путь исправления, время предельной концентрации, особой внимательности к своим помыслам и действиям. Человек так устроен, что всегда пребывать в напряжении — физическом или духовном — он не может. После работы нам необходим отдых, а после бодрствования — сон. Поэтому на протяжении церковного года временные послабления сменяются постом. Говоря проще, пост — это время бодрствования, время работы над своим духовным состоянием. Поэтому, когда приходят дни поста, необходимо мобилизовать все наши силы на то, чтобы провести их с пользой, чтобы наше покаяние было деятельным. Это значит, что каждый христианин, вступающий в пост, должен, посоветовавшись со священником, избрать для себя ту меру строгости (в ограничении сна и пищи, в молитвенных трудах), которая будет максимально полезна для его духовного возрастания. Здесь важно не взять на себя ту ношу, под которой можно упасть — но и нельзя поститься, что называется, спустя рукава.

В отношении духовной жизни крайне важно соблюдать меру. Христианин всегда должен пребывать в определенном молитвенном напряжении. Пост, как мы уже говорили, это время предельных трудов, время приложения максимальных усилий к исправлению своей души. В этот период мы призваны отсечь все лишнее на пути к Богу. Но как рассчитать свои силы, как не взять на себя больше той ноши, которую мы способны понести? Ведь может случиться так, что, начав поститься излишне ревностно, человек выдержит неделю или две, а затем либо оставит пост, либо впадет в уныние, либо расстроит свое здоровье. И то, и другое, и третье будет путь не к Богу, а движение в прямо противоположном направлении. Здесь и необходим священник, который мог бы определить для вас меру поста. В идеале такие вопросы должен решать духовник. Если же у вас нет духовника, то можно обратиться к любому священнику и попросить совета, как на исповеди, так и в обычной беседе.

Излишняя ревность в духовной жизни свойственна неофитам — людям, которые недавно пришли в Церковь. Однако бывает и так, что человек, который давно живет жизнью Церкви, участвует в Таинствах, знает богослужение и т.д., со временем как бы теряет интерес к посту, перестает осознавать его значимость. А ведь пост имеет огромное значение не только для тех, кто недавно обратился к Богу, но и для всякого христианина на всем протяжении его жизненного пути. Нельзя сказать, что вот на этом этапе пост был для меня полезен, а сейчас уже — нет. Вспомним, что такие великие святые, как преподобный Сергий Радонежский или Серафим Саровский, до конца своих дней оставались строгими постниками, хотя и являли собой уже при жизни образец святости. Поэтому нельзя умалять значение поста, а человеку, для которого пост перестал быть значимым событием в духовной жизни, следует обеспокоиться, чтобы как можно быстрее выйти из этого состояния теплохладности.

Полная версия статьи иеромонаха Пимена (Хеладзе) «Великий Пост — дни покаяния»