Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ    Соборование.РФ    Молитва.РФ     Война со страстями.РФ    Смерть поминовение.РФ    Епархия НВК


Как отличить помыслы с которыми надо бороться от простых повседневных мыслей?

Есть мысли, которые от Бога (но это даже и не мысли, а больше вдохновение), есть мысли просто бытовые, душевно-чувственные, и есть помыслы демонические. Как нам не ошибиться? Наверное, по-человечески ошибаться всё равно придется, но если ты поставишь перед собой вопрос со всей серьезностью, ответственностью, с внутренним напряжением и сердца, и ума: «Вот эта мысль сейчас от Бога или нет?», — то получишь ответ сразу, потому что где-то краешком сознания будешь понимать, что это не от Бога.

Я думаю, что человек всё знает. Просто он ленится потрудиться, чтобы определить. Когда много мыслей, переживаний, мечтаний, планов, то в таком состоянии кажется, что это невозможно.

Если человека, который хочет есть, не кормить пару дней, то мысли у него будут очень ограничены: он будет думать только о еде. А еще лишние мысли снимает боль, но это ненадежно, это может кончиться психиатрией, поэтому нам нужно быть внимательными.

Конечно, любая мысль, которую хочешь направить к Богу, дается с огромным трудом. И ты в какой-то момент эту мысль все-таки теряешь, потому что она требует большого напряжения.

Как свести потери к минимуму? Когда направляешь мысль к Богу, то испытываешь напряжение и потом понимаешь, что не выдерживаешь, и тебе надо расслабиться. Надо сделать так, чтобы потери при этом были наименьшими, чтобы мысли были нейтральными: может, посидеть где-то, попить чайку или побыть одному. Если ты это делаешь от безделья, то это плохо, это тупик, а если для того, чтобы снять стресс, то это неплохо.

Но враг и в таком случае не хочет успокоиться, не может терпеть того, что ты направляешь мысль к Богу. Он должен тебе отомстить за это и поэтому в нейтральную мысль будет пытаться всунуть ложку дегтя, зная твои пристрастия, прошлую жизнь, ошибки. Он будет бить в твое слабое место, поэтому надо быть к этому готовым.

Когда обращаешься к Богу, то надо понимать, что сила действия равна силе противодействия, и в какой-то момент ты не выдержишь. Например, опытный стратег не может всё время наступать, потому как знает, что рано или поздно окажется в окружении. Поэтому отступать нужно на заранее подготовленные позиции. И здесь уже вопрос рассуждения, духовной интуиции, личного духовного опыта.

Старец Софроний — великий молитвенник, настоящий монах, которому многое было дано, говорил, что если два часа человек молится внимательно — это совершенная молитва. Иногда у человека бывает такое духовное состояние, когда он не молится, а просто чувствует благодать и действие Бога. Это может и сутки продлиться, но это не его заслуга. А когда он молится и собирает внимание, чтобы не подчинить свое слово к Богу каким-то чувствам, воспоминаниям, то это очень большое напряжение, это как кровь проливать. Идет война с целым миром и с самим собой, потому что твой душевный человек всячески пытается тебя остановить.

Протоиерей Андрей Лемешонок