Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие    Соборование    Молитва     Война со страстями    Смерть поминовение    Крещение и Миропомазание     Епархия НВК


«Как поститься перед Причастием — правила и исключения»

Значение Причастия

Для верующего христианина неотъемлемой частью духовной жизни является соединение с Богом в Таинстве Причастия. Оно также именуется Таинством Евхаристии, что в переводе с греческого означает “благодарение”, “признательность”. Оно было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере в присутствии Его ближайших учеников, апостолов. Таинство Причастия заключается в принятии христианином Тела и Крови Иисуса Христа. “Тело и Кровь” – это не символическое название. Это образ  непостижимого становления хлеба и вина Телом и Кровь Самого Бога Иисуса Христа. Но для подготовки к Таинству необходимо разобраться, как поститься перед Причастием.

“Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 53-54).

Причастие жизненно необходимо всякому стремящемуся жить с Богом и по Его Заповедям как таинство спасения, . По словам Спасителя, только “ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь” может попасть в Царство Божие (в рай). И каждый приступающий к Евхаристии христианин должен с величайшим благоговением принимать Священные Дары, тем самым освящаясь силой Святого Духа. Тело и Кровь Иисуса Христа являются величайшей святыней. Значит, и к Причастию человек должен готовиться особо, очищая душу и тело молитвой и постом.

Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом. Все это от того, что сердце закрыто. Оно должно открыться, чтобы впустить Христа” (Паисий Святогорец о подготовке к Причастию).

Для чего нужен пост перед причастием

“Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной” (из поучений святого праведного Иоанна Крестьянкина).

Причастие являлось основой жизни христиан начиная с апостольских времен. Но конкретные правила подготовки к Таинству были определены в IV веке. Эти установки запрещали есть и пить в день Причащения (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). А в XI – XII веках в Византии сложилась традиция готовиться к Причастию несколько дней. В это время нужно было соблюдать пост, исповедоваться, прочитывать определенные молитвы.

Правила соблюдать пост перед причащением были установлены для монашествующих. Однако и миряне, ориентируясь на монахов как на образец для подражания, старались придерживаться этих установлений. В 1699 году в русском Служебнике прописывалось сколько дней поститься перед причастием (обязательное соблюдение семидневного поста):

“Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)”. 

Как поститься перед Причастием

В нынешнее время в Русской Православной Церкви обязательным считается литургический пост. С полуночи перед днем причащения запрещается есть и пить до момента совершения Таинства. Если Литургия совершается ночью (Пасха, Рождество), то последний прием пищи должен быть не позднее 6 часов до причастия.

По традиции православные христиане соблюдают пост, ограничивая себя в пище животного происхождения (мясе, молоке, яйцах). Наиболее распространенной является традиция трехдневного поста, и такой пост называется приуготовительным (подготовительным). Согласно концепции РПЦ 2015 г. “Об участии верных в Евхаристии”, для тех верующих, которые соблюдают все многодневные посты в течение года и постятся в среду и пятницу, пост перед причастием сокращается до одного дня. Пост в этом случае может быть вовсе отменен, необходимо посоветоваться со священником). Также продолжительность приуготовительного поста может быть как увеличена, так и уменьшена для каждого христианина индивидуально. Такое решение принимается после беседы или исповеди у приходского священника (духовника).

Святой Паисий Святогорец на вопрос о посте и как поститься перед Причастием отвечал:

“Нельзя всех людей подогнать под одну гребенку в вопросе о том, насколько часто нужно причащаться и сколько дней перед Святым Причащением нужно поститься. Духовник с рассуждением должен определять то, насколько часто должен причащаться верующий, и то, сколько он должен поститься перед Святым Причащением. Все зависит от того, сколько у человека крепости. Одновременно духовник должен вести человека и к духовному посту – воздержанию от страстей” (из книги “Духовная борьба”).

В дни Светлой Седмицы (неделя после Пасхи) приуготовительный пост отменяется. Все гастрономические ограничения в эту неделю снимаются. Каждый верующий христианин может приступать к Причастию без соблюдения поста.

Пост — это не только про еду

Как поститься перед причастием? Кроме воздержания от пищи животного происхождения стоит особое внимание уделить умеренности в еде. Также пища должна быть простой без изысков и лакомств. Пост – это подчинение тела человека духу, воспитание воли и борьба с одной из восьми основных страстей — чревоугодием.

Перед Причастием следует воздержаться от супружеской близости, но это воздержание должно быть обоюдным. Святитель Иоанн Златоуст пишет:

Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения?”

Также православные отказываются от увеселительных мероприятий, развлечений, посвящают дни подготовки молитве и труду.

На вопрос “можно ли курить перед Причастием”, большинство священников отвечают однозначно, что следует во время подготовки к Евхаристии воздержаться от курения. Но если этого сделать не удается, то хотя бы не курить в день совершения Таинства.

Возможные отступления от правил соблюдения поста

Строгость в соблюдении поста должна соответствовать степени воцерковленности человека, его здоровью и образу жизни. Так пост значительно облегчается для беременных и кормящих женщин, детей, болеющих людей, путешествующих, военнослужащих, и других категорий людей, содержание питания которых не зависит от них самих.

При совершении тяжких грехов человеком священник может назначить епитимью (вид духовного исправления, труда). Она может быть в виде дополнительного ограничения в каких-либо продуктах. Или будет необходимо дополнить молитвенное правило молитвами и поклонами. Священник имеет власть не допустить до Причастия на определенный срок.

Пост перед причастием – это не строго регламентированная формальность, которую требуется соблюдать христианину, а состояние души, желающей соединиться с Богом и освятиться Святым Духом. Важно понимать истинное значение подготовки к Причастию и прилагать к этому деланию свои душевные силы.

“Если человек сам хочет причащаться, то это очень важно. Духовное здоровье человека определяют голод и жажда. Мы знаем по себе, что когда человек болен, он не ест, то есть отвращается от пищи тело, которое страдает. А здоровье – это когда хочется есть. Когда Христос воскресил дочку Иаира, Он сказал: дайте ей есть. Это знак того, что Он не только воскресил ее, но дал ей здоровье. Человек, здоровый духовно, хочет есть. Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое». Человек же говорит: «Я голодаю по Твоему Телу, я хочу это есть». Если жажда есть, хорошо, а если привычка, то надо разбираться” (протоиерей Андрей Ткачев, ответы на вопросы зрителей телеканала “Союз”, 4 августа 2015).

Источник