Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ    Соборование.РФ    Молитва.РФ     Война со страстями.РФ    Смерть поминовение.РФ    Епархия НВК


«Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры…» (Мф. 6:16–18) — толкование.

«Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» (Мф. 6:16–18).

Поститься – значит воздерживаться от пищи и питья не по необходимости телесной, но по религиозным побуждениям. Это – выражение сознания греховности нашей, порождаемой преобладанием плоти над духом; цель поста – поработить плоть духу через подавление телесных и плотских потребностей.

Когда это сознание присутствует, пост становится необходимым требованием или потребностью духа. Состав нашего тела таков, что в скорби и печали потребность в пище и питье менее ощутима, чем в обыкновенном состоянии. Человек, истинно удрученный скорбью, мало заботится об удовлетворении потребности в пище, и потому пост – это естественное выражение скорби, происходящей от сознания греховности. Таково естественное основание поста как религиозного учреждения.

Он является необходимым следствием душевного расположения при разных обстоятельствах, возбуждающих скорбь о грехах: при виде торжества неправды, при общественных бедствиях и прочее. Пост, усмиряя телесные пожелания и плотские страсти, служит еще средством к смирению и серьезному размышлению – к тому, чтобы отвлекать мысли от удовольствий мира и устремлять их к утешениям мира высшего. И пост в том только случае приятен Богу, когда он является истинным выражением скорбной души, следствием сознания греховности.

Не будьте унылы, как лицемеры

Лицемеры, не имея в сердце своем сокрушения о грехах, заботились тем не менее в наружности своей показать, что их снедает скорбь о грехах и что они постятся; старались сделать свои лица унылыми и мрачными, чтобы люди видели, что они постятся; не умывали лица своего и не умащались маслом по обычаю; не чесали волос, носили одежды разодранные и нечистые; посыпали, как было в обычае у иудеев в сильной горести, голову свою пеплом. Так поступали они, чтобы обмануть и Бога, и людей, но и люди нередко проникали сквозь это видимое покрывало, тем более проникал взор всевидящих очей Божиих. Правда, люди иногда и обманывались этой наружностью, прославляли таковых как истинно постящихся, и в этом была уже для них награда, более которой они не могли ни получить, ни ожидать.

Епископ Михаил (Лузин)

 

Здесь Господь научает истинному посту. Лицемеры из постившихся иудеев не имели в сердце своем сокрушения о грехах, а в наружности своей показывали, что их съедает эта скорбь о грехах: делали, напр., лица свои унылыми и мрачными, не умывали лица своего, не чесали и не умащали волос маслом по обычаю, носили одежды разодранные и нечистые, посыпали голову пеплом. Так делали они, чтобы показаться постящимся людям. Господь осуждает это. Он заповедует поститься не из тщеславия, чтобы видели нас постящимися другие и прославляли за то: потому что если будет так, то не получится награды на небе от Бога, так как получается уже она на земле, в похвале от людей. Он заповедует поститься преимущественно пред Богом, – в сокрушении о грехах и исправлении жизни.

Помажь голову и пр., т. е. являйся пред людьми таким, каким ты обыкновенно являешься. Еще, под головою отцы церкви разумеют разум и другие способности души, а под лицом самую жизнь и действия человека, т. е. при внешнем пощении должно помазать разум свой миром твердой веры, а сердце елеем милосердия к ближним, омыть слезами покаяния жизнь и все греховные нечистоты. Тогда Отец небесный, видя такой истинный пост, воздаст награду явно, т. е. перед лицом ангелов и всей вселенной, на всеобщем суде.

Протоиерей Иван (Бухарев)