Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ    Соборование.РФ    Молитва.РФ     Война со страстями.РФ    Смерть поминовение.РФ    Епархия НВК


МОЛЧАНИЕ

Мытарство 1-е. Празднословие. Толкование мытарства.

 

Святитель Иоанн Златоуст, (ок. 347 — 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

«Поучения о сквернословии»

«Подлинно, много зла причиняет болтливость языка, и, на- против, воздержание его – много добра. Как нет никакой пользы от дома, города, стен, дверей, ворот, если нет при них стражей и людей знающих, когда надобно запирать их и когда отворять; так не будет пользы и от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностью и великою осмотрительностью, и знать, что нужно произносить и что держать внутри».

 

Святитель Димитрий Ростовский (1651 —  1709), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог, основатель Ростовской грамматической школы. В 1757 году Димитрий Ростовский прославлен в лике святых.

«О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства»

«Берегись смеха, празднословия и ко­щунств – да не лишишься благодати Божией и да не соделаешь душу твою пустою, ибо смех и кощунства отгоняют благодать Гос­подню, охлаждают сердце, отягчают душу, помрачают совесть, опечаливают ангелов, ве­селят бесов…»

 

Епископ Варнава (Беляев) (1887 — 1963) — священник Русской Православной Церкви, аскетический писатель, юродивый.

«Сквернословие: «площадная матерная брань», «словесный эксгибиционизм» из книги «Основы искусства святости. Том.2. Отдел III. Душевный человек в борьбе со страстями».

«Если наука и искусство, устанавливающие как законы прекрасного, так и границы дозволенного в изображении дисгармонии и несовершенства, наряду с аристократическим воспитанием не застраховывают от безобразия и безумия сей гнусности, то к чему они? Надо искать других путей… Спросят: где же искать? – В христианстве…»

 

Преподобный Никодим Святогорец (1749 — 1809), афонский монах, богослов, толкователь Канонов Православной Церкви.

«О том, как управлять языком» из книги «Невидимая брань»

«После многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и разленения. Не свидетельствует ли это о том, что душа и нехотя сознает тогда себя обокраденною?».

 

Игумен Нектарий (Морозов) (1972), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель. 

«Научиться молчать»

«Мы чаще всего говорим просто потому, что захотели что-то сказать, повинуясь внутреннему импульсу, не проанализировав его, не оценив – прежде всего с точки зрения евангельской…Помимо выше приведенного объяснения из Священного Писания отцы дают объяснение свое, не менее, пожалуй, убедительное: уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит».

 

Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.). 

«Об употреблении дара слова (о хранении уст)» из книги «Конспект по нравственному богословию».

«Я видел многих, – говорит св. Амвросий Медиоланский, — впадавших в согрешение чрез свои слова, но почти никого чрез молчание».