Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ    Соборование.РФ    Молитва.РФ     Война со страстями.РФ    Смерть поминовение.РФ    Епархия НВК


Наступает Рождественский пост

28 ноября начинается Рождественский пост. Все посты готовят верующих к тому, что находится за пределами собственно поста. Нынешний пост готовит нас ко встрече пришедшего в мир воплотившегося Сына Божия. Для того чтобы войти в этот праздник с чистыми сердцем, душой и телом, Церковь предлагает нам очиститься с помощью покаяния, воздержания и молитвы.

Особенности Церковных служб

В литургической жизни Церкви таинство Рождества Христова приближается по значению к таинству Воскресения из мертвых, а потому продолжительность и значение Рождественского поста подобны Великому посту. Действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря / 7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение — двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. Всенощное бдение совершается также накануне:

18 декабря — память прп. Саввы Освященного

19 декабря — память свт. Николая Чудотворца — т. н. «Никола Зимний». Полиелей бывает накануне:

29 ноября — память апостола и евангелиста Матфея

2 декабря — память свт. Филарета Московского

6 декабря — память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского

10 декабря — празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» (может совершаться бдение)

13 декабря — память апостола Андрея Первозванного

17 декабря — память вмц. Варвары

26 декабря — память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви служат Новогодний молебен. В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь — это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души.

2 января — память св. прав. Иоанна Кронштадтского;
отмечается Предпразднство Рождества Христова. На следующий день начинается более строгий пост.

3 января — память свт. Петра Московского

6 января, в Рождественский Сочельник, обычно читаются Царские часы, а по их окончании — Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется). В 2013 году Рождественский Сочельник приходится на воскресенье, в связи с чем Царские часы переносятся на предшествующую пятницу и Литургия после них не совершается.

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова совершается, как правило, этой же ночью, т.е. уже 7 января.

7 января — Рождество Христово.

Как подготовиться к празднику Рождества Христова?

Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то «нельзя»: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста – не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому.

Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения, рыбу, вино. Монастырские же правила несколько суровее.

Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста — дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий.

Пост телесный и духовный

Пост телесный, то есть воздержание от употребления определенных продуктов, должен быть уравновешен постом духовным. Сам по себе телесный пост ничего не дает душе и не приближает нас ко спасению. Напротив, такой пост может и навредить. Настоящий пост должен быть соединен с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, искоренением злых привычек, прощением обид.

В современной церковной проповеди можно услышать призыв к ограничению супружеских отношений во время поста чтобы сосредоточить силы на духовной жизни. Во время Рождественского поста ограничение супружеского общения, впрочем, не столь актуально, как во время Великого, и каждая христианская семья должна мудро и с рассудительностью подходить к этому деликатному вопросу.

Гораздо более важно воздерживаться во время поста от всего того, что не способствует сосредоточенности на духовной жизни, то есть от развлекательных и зрелищных мероприятий, вечеринок, концертов, телесериалов, телешоу. Пост — это не цель, а средство. С его помощью христиане стремятся усмирить свои страсти и очиститься от грехов. Телесный пост без духовного вырождается в банальную диету. Церковные молитвы напоминают о том, что духовный пост должен быть неотделим от телесного: «Постясь, братия, телесно, постимся и духовно, расторгнем всякий союз с неправдой».

В своих песнопениях Церковь отрицает представление о том, что Богу будто бы можно угодить только с помощью телесного поста без духовного делания: «(Постясь от пищи, но не очистившись от страстей, напрасно ты радуешься неядению: ибо если оно не станет для тебя поводом к исправлению, ты, как лживый, будешь возненавиден Богом и уподобишься злым демонам, которые вообще никогда не едят. Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебим неуместными влечениями…»

Какие книги стоит читать в эти сорок дней?

Роман, Епископ Якутский и Ленский:

Святое Евангелие. Пост — время напряженной духовной работы. Свой ум, свой внутренний мир необходимо приблизить к евангельскому жизненному опыту. А для этого нужно читать. Читать почаще, быть близко к этой Книге. Читайте в метро. Читайте всюду. Читайте в свободное и несвободное время. Читайте — и размышляйте.

Епископ Иона (Черепанов), наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря:

Если что-то читать, то никоим образом не околоправославную беллетристику: романы, повести и рассказы с православным антуражем, ставшие очень модными в наше время среди православных читателей из-за своей легкости и примитивности изложения. К сожалению, такая беллетристика вытесняет серьезную аскетическую литературу.

Мне кажется, лучше всего обратиться к своему духовнику с просьбой порекомендовать книгу на период поста. Духовник лучше знает духовное состояние обращающегося к нему чада и сможет дать дельный совет.

Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы:

Читать только Евангелие. Всегда рекомендую только Евангелие. Это нами по-настоящему непрочитанная книга. Мы читаем, читаем, но до конца все равно прочитать не можем. Поэтому читать постом Евангелие — правильное занятие.

А дальше — каждый сам для себя выбирает хорошую духовную литературу, которая могла бы быть ему полезной. Что-либо рекомендовать здесь сложно — сейчас так много возможностей для чтения, столько много издается книг, столько можно найти в интернете…

Сам я всегда во время поста читаю что-то разное. Лично мне нравится перечитывать «Добротолюбие», особенно первые два тома. Особенно — поучения преподобного Антония Великого.

Своим прихожанам я часто рекомендую во время поста читать книгу преподобного Аввы Дорофея. Это, на мой взгляд, с одной стороны, доступное чтение, а с другой — очень глубокое чтение, не устаревшее. Очень актуальное, поскольку речь идет о том, с чем мы всегда сталкиваемся: о совести, о страхе Божием, об осуждении, о самоукорении, о том, как нужно бороться и преодолевать страсти. Самые фундаментальные понятия нашей духовной жизни.

Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских:

Лично мне помогает настроиться на пост даже не чтение Святых Отцов, а, в основном, — чтение писем. «Письма Валаамского старца», письма преподобного Амвросия Оптинского… Или пространные жития, такие, как житие преподобного Серафима Саровского.

Протоиерей Алексий Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник»:

Чтение не должно быть насилием над собой, каждый и должен найти свою меру.

Если человек не привязан к телевизору, он сам с радостью во время поста не будет его смотреть, чтобы не отвлекаться. А у кого дома телевизор не выключается, пусть попробует сократить время просмотра телевизора. Это уже будет усилием на пути к встрече с рождающимся Спасителем.

Что касается литературы, то Евангелие можно порекомендовать всем.

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана:

Рекомендую книгу преподобного Марка Подвижника «Советы ума своей душе».

Протоиерей Виктор Григоренко:

Во время поста мы обязательно должны обратить внимание и на духовную пищу. Время для чтения нужно регламентировать, хорошо читать утром (ежедневно) Евангелие и Апостол согласно указаниям в церковном календаре, чтобы вспоминать о прочитанном в течении дня. Вечером после молитвы можно читать духовную литературу.

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В Типиконе предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам — пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам — сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу — масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций — более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав — устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения — со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически, большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества — 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла. В этом году в Рождественский Сочельник позволяется есть пищу с маслом, потому что устав Церкви принципиально отрицает строгий пост в воскресенье.

Источник