«Не рыдай мене, Мати…» — песнопение Великой Субботы с переводом на русский язык

Ирмос 9‑й песни канона утрени «Не рыдай Мене, Мати» поется как задостойник на Литургии в Великую Субботу:

 

На церковнославянском языке: Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.

Перевод: Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Которого Ты без семени зачала во чреве, во гробе: вот Я восстану и прославлюсь и, как Бог, превознесу навсегда и во славе тех, которые с верою и любовно прославляют Тебя.

 

Комментарий к песнопению

Умилительную песнь, в которой Господь и Спаситель наш Иисус Христос увещевает Пресвятую Богородицу не скорбеть о смерти Его, слышали мы сегодня за Богослужением Святой и Великой Субботы. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе», – взывает к Пресвятой Богородице пребывающий в пока еще смертном упокоении Христос. И в обращении этом столько проникновенной Сыновней любви! Столько Сыновней заботы о Той Которая даровала Господу земную жизнь, став Живым Престолом, Лестницей, ведущей на небо, одновременно оставаясь истинной Дщерью рода человеческого.

Для Спасителя нашего слезы Пресвятой Богородицы дороже и драгоценнее всех слез мира, потому что изливаются они с особой материнской любовью! Всеобъемлющей и всепобеждающей! Ведь Она – истинная Мать Божественного Сына, выносившая Его в Себе, родившая на свет, вскормившая млеком, взрастившая в добре и милосердии, помогавшая пройти нелегкий жизненный путь. А ведь с самого начала понимала и осознавала Пресвятая Богородица участь Своего ненаглядного Чада. Знала и то, что Самой Ей, как пророчествовал праведный Симеон Богоприимец, оружие пройдет душу (Лк. 2, 35).

Именно в благодатной утробе Божией Матери совершилось удивительное, несказанное, неповторимое чудо: во чреве без семени зачала еси Сына. Спасительное событие это совершилось Духом Святым в плотской чистоте Пресвятой Девы. Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим именует Святая Церковь Царицу Небесную, Пресвятую Богородицу. Можно много говорить и о могуществе Божией Матери, и о силе Ее непрестанного заступления за нас, грешных, и о совершенстве, не сравнимом не только с человеческими достоинствами, но даже с благодатью ангельской. Но правдой является и то, что Пресвятая Богородица, при всей Ее Божественной духовной красоте и святости, отнюдь не является небесной пришелицей, а имеет обычное земное происхождение. Тело Пречистой Девы точно так же, как наше немощное и несовершенное тело, подвергалось и страданиям, и болезням. Душа же Богородицы более других чувствует, переживает и любит настоящей, совершенной любовью, как любит всех нас, весь род человеческий, пребывающий сегодня во гробе Сын Божий.

Что значит любить так, как любит Спаситель наш Иисус Христос? Любить любовью Господней означает жизнь свою положить за ближнего, любить его больше, чем он сам любит себя, делать все во благо другого человека, заботясь о том, чтобы жил он не земной, а вечной жизнью. В конечном итоге любить по-христиански – значит себя так забыть, будто нет уже нас, а существует только тот или те, которых мы любим любовью Господней. Человеческая природа не принимает, восстает против такой жертвенности. Для нас кажется странным и непривычным самоотречение. Мы охотнее берем, чем отдаем. Тем более если дело касается любви или материальных благ. Но настоящая любовь отличается исключительной самоотверженностью. Любящий человек не о себе думает, а о любимом.

Вот такой любовью до самоотречения и возлюбила Своего Божественного Сына Пресвятая Богородица. Поклонялась Ему как Богу и любила Его как Мать. Матерь Божия всегда старалась быть рядом, переживала, волновалась за Иисуса Сладчайшего, но никогда не становилась препятствием на Его пути, не отговаривала, не убеждала Господа отказаться от крестных страданий, хотя хорошо понимала, на что Он идет. Потому что духовное всегда в Ней главенствовало над человеческим, как бы материнскому сердцу это ни было трудно.

Даже в страданиях Она пребывала в полном единстве со Своим Сыном, соединенная с Ним до конца Его Божественною волею и любовью. Вот почему, братья и сестры, мы можем говорить о том, что не только Отец Небесный, возлюбив род человеческий и желая его спасения, принес в жертву Своего Единородного Сына, но и Пресвятая Богородица отдавала Христа на смерть, дабы победить саму смерть, вернуть человечеству благословенную надежду, чтобы все верные христиане имели возможность в блаженной вечности жительствовать и наслаждаться духовным общением с Богом.

И теперь, когда все уже свершилось, Божественный Агнец был заклан и почил во гробе Своем, Сам Господь, словами этого дивного тропаря, останавливает Возлюбленную Матерь Свою от стенаний и рыданий, говорит Ей не о печали, а о торжестве и пасхальной радости: «…восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою, непрестанно яко Бог…» Ведь смерть Господа – не смерть в небытие, а величайшая победа над смертью! Сотворив дело спасения, во всей славе Своей восстает и прославляется ныне Сын Божий и истинный Бог! Мы все, почитающие Господа, в Великую Субботу пребываем в этом святом ожидании. Для Матери Божией отныне не может быть большего торжества и успокоения, чем осознание непреложного и скорого воскресения Христова. Господь – любящий Сын, самый заботливый и нежный! Ему не безразличны Материнские страдания, Он хорошо понимает безутешную боль Ее великой, хоть и временной, потери. Спаситель стремится как можно скорее Ее успокоить. Потому столь сладостно и жизнеутверждающе звучит утешение Господа нашего Иисуса Христа, любовию величающего материнский подвиг Царицы Небесной.

В день Великой Субботы вместе со Спасителем «верою и любовию» возвеличим нашу усердную Заступницу. Пусть теплота нашей молитвы зримо свидетельствует о том безграничном доверии, которое мы испытываем к Ней в своем сердце. Ныне день прощения и мира. Ныне день благоговейного покоя и ожидания. Подождем… Немного осталось до того лучезарного часа, когда Господь наш Иисус Христос восстанет и прославится и вознесется «со славою, непрестанно яко Бог». Аминь.

Источник: Митрополит Владимир (Иким) (1940), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский из книги «Врата покаяния»