Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ    Соборование.РФ    Молитва.РФ     Война со страстями.РФ    Смерть поминовение.РФ    Епархия НВК


«не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11)

Не входящее во уста, т. е. пища и питие, сквернит, – делает человека нечистым, виновным пред Богом, но исходящее изо уст, т. е. худые слова и речи, а равно и худые действия, потому что все это исходит из сердца человека и показывает в нем испорченное сердце, дурную нравственность. Чистота сердца важнее чистоты рук. – Часто приходится слышать слова Спасителя: не входящее в уста сквернит человека от нарушителей постов православной церкви, в свое оправдание. Но основательно ли такой их оправдание? Совершенно не основательно: в этих словах Спасителя речь совсем не о посте, т. е. о воздержании от известной пищи, т. е. какую пищу можно, какую нельзя есть, по предписанию закона, а об умовении рук, именно умытыми или неумытыми руками берет пищу человек, и важно ли это или не важно для спасения души.

Здесь выражается та мысль, что не пища сквернит человека, а дурная нравственность, – угождение плоти, непослушание церкви. «Не сказал Господь, – толкует св. Златоуст, – что разборчивость в пище ничего не значит и что Моисей предписал оную напрасно: но, заимствуя доказательство из свойства вещи, говорит: не то, что входит в уста, сквернит человека, но то, что выходит из уст». И православная церковь, запрещая употребление скоромной пищи постом, делает это не потому, что такая пища оскверняет человека, а по другим причинам: 1) для выражения скорби, потому что скорбящему человеку не свойственно употребление утучняющей и изысканной пищи; 2) для смирения плоти и 3) для наказания за невоздержание. Таким образом, телесный пост как служил в ветхозаветное время, так служит и теперь выражением нравственного состояния или действия человека (1 Кор. 10, 25-33) и потому необходим.

Протоиерей Иоанн Бухарев