Первоначальными мотивами отказа от мяса стали исторический и регионально-климатический. Жители Средиземноморья повседневно ели рыбу, оливки, сыр, зелень, а мясо было праздничной и редкой пищей. Мясо было идоложертвенным; «просто мясо», как у нас, не продавалось, не было необходимости.
1. Постом мы подражаем Адаму в Райском саду, который ел только растительную пищу. Церковь на время постов приближает нас к райской пище первых людей.
2. Употребление мясной пищи требует убийства животных, чего не было до грехопадения и изгнания человека из Рая.
3. Постом мы исправляем нарушение иерархии души и тела: требуется, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Ограничение себя в части привычных и вкусных мясных продуктов обуздывает плотское желание силой души.
4. Регулярное употребление мяса может приводить к разжиганию различных страстей, в основном блудной.
5. Покаяние, которому учит нас пост, несовместимо с сытной мясной пищей, с чувством довольства. Разве и тот, кто скорбит по чисто житейским неудачам не отказывается от пищи и всяких земных удовольствий? Не более ли нам, христианам, подобает скорбеть о нашем падшем состоянии, лишающем нас радости Рая?
6. Можно пойти от противного: от чего отказываться, если не от пищи животного происхождения? Очевидно, что в пост растительная пища, с точки зрения всего вышеперечисленного, предпочтительнее животной.
Источник: Екатерина Соловьева