Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие    Соборование    Молитва     Война со страстями    Смерть поминовение    Крещение и Миропомазание     Епархия НВК


Святитель Феофан Затворник «Что есть молитва Иисусова» (выдержки из творений и писем).

1. Что есть молитва Иисусова

Когда молимся, надо умом стать пред Богом и о Нем Едином помышлять. Между тем в голове непрестанно толкутся разные мысли и отвлекают ум от Бога. Для того, чтобы научить ум стоять на одном, святые отцы употребляли молитовки и навыкли произносить их непрестанно. Это непрестанное повторение молитовки держало и ум в помышлении о Боге и разгоняло все сторонние мысли. Эти коротенькие молитовки были разные… У нас особенно установилась и вошла в общий обычай молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Так вот что есть молитва Иисусова. Она есть одна из кратких молитовок, словесная, как и все другие краткие молитовки. Назначается на то, чтоб ум держать на одной мысли о Боге. (12, с. 63.)

Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой… Суть дела — сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовию. (6, с. 194.)

Главное — стояние и хождение пред Богом с вопиянием к Нему из сердца. (15, с. 189.)

Главное тут — стать вниманием в сердце и взывать к Господу, везде Сущему. (15, с. 163.)

2. Почему эта молитва необходима всякому христианину

Всякому покаявшемуся, или начавшему искать Господа, можно и должно на первый же раз и преподать полное наставление в делании молитвы Иисусовой, а с нею уже вводить и во все другие, потому что этим путем скорее укрепиться можно, скорее прозреть духовно и дойти до мира внутреннего. Не зная сего, иные, или большая часть, останавливаются на телесных и душевных деланиях и почти праздно иждивают труды и время. (1, с. 244.)

Кажется, простая вещь, но, не узнав о ней, можно долго пропотеть — и все малоплодно. И это по свойству телесной делательности. Она легче, потому и привлекает; внутренняя же трудна, потому и отталкивает… И выходит, что сначала оставит иной внутреннее, будто до времени созрения: придет-де срок, — но после, оглянувшись, находит, что срок пропущен и, вместо подготовления, он вовсе стал к нему неспособным. (1, с. 223.)

И от чего совесть непокойна и недовольна?.. Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя… Молитва, о коей все толкуем, и есть прямой к сему путь… Мысль, будто заниматься молитвою (Иисусовою) вам еще не время, — не верна. Все должны молиться сердцем и умом. Всякая другая молитва — не молитва. Извольте же трудиться не лениться. (15, с. 173.)

Если не трудишься и не попотеешь, чтоб напечатлелось в сердце и уме твоем сие страшное имя, всуе ты безмолвствуешь, всуе поешь, всуе постишься, всуе бдишь. Одним словом, весь труд монаха ни во что без такого делания, без памяти о Боге. (35, с. 26.)

Худо делают увольняющие себя от них [духовного делания и Иису­совой молитвы]. Они сами причиною того, что у них труд идет без пло­да, — потеют, но не видят плода, затем скоро остывают и всему конец. (1, с. 246.)

И молитву сию творить всякому, не монаху только — но и мирянину. Это не есть какое-либо высокое дело, а простое. И молитва Иисусова (одна, сама по себе) не чудотворная какая, а, как всякая другая краткая молитва, — словесная и, следовательно, внешняя. Но она может перейти в умную и сердечную. (12, с. 193.)

3. Место Иисусовой молитвы; среди других молитв

Она — легчайшее средство к непрерывности в молитве

Есть степени молитвы. Первая степень — молитва телесная — более в читании, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут терпение, труд, пот… Вторая степень — молитва внима­тельная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговорить с сознанием, без расхищения. Внимание срастворяется с словом писан­ным и говорит, как свое. Третья степень — молитва чувства: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством…

И вот общий святых совет — не пропускать этого без внимания: то есть, когда чувство есть, прекрати всякое другое делание [читание, мышле­ние] и стой в нем… Вниманием к этим проявлениям молитвы спеется воспитание молитвы, а невниманием разоряется… Как бы, впрочем, ни полагал себя кто усовершенствовавшимся в молитве, правила молит­венного оставлять никогда не должно, а творить его, как указано, и все­гда начинать с молитвы делательной. С нею должна быть умная, а за ни­ми придет и сердечная. Без этого растеряются сии последние и человек будет думать, что молится, а на деле этого не будет… Легчайшее средст­во восхождения к непрерывности в молитве есть навыкновение молитве Иисусовой и вкоренение ее в себе. (1, с. 242-243.)

Главное условие для успеха в Иисусовой молитве

Молитва Иисусова может идти ко всем этим [степеням], но настоящее ее место при непрестанной молитве. Главное условие для успеха в мо­литве есть очищение сердца от страстей и всякого пристрастия к чему-либо чувственному. Без сего молитва все будет оставаться на первой ступени, или читательной. По мере очищения сердца молитва читательная будет переходить в умно-сердечную, а когда оно совсем очистится, тогда водрузится и непрестанная молитва. (12, с. 61.)

Когда Иисусова молитва сильнее других молитв

Молитва Иисусова есть как и всякая другая. Она сильнее всех толь­ко всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призыва­ется с верою полною, теплою, не колеблющеюся, — что Он близ есть, все видит и слышит и тому, чего просят, вседушно внимает — и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замед­ляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящего принять просимое. (15, с. 113.)

4. Чего искать молитвой Иисусовой

Путь ко спасению

Ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Кузнец знает, что если он будет бить молотом, то выйдет гвоздь… Ревнующий же о духовном никак не может сказать: то и то сделаю — и получу вот что. Бейся, как рыбка об лед, ища, а получишь, что Господу угодно будет дать и когда будет угодно. Эту грамотку напишите на сердце. Искать, вопиять с со­крушением сердца, с крайним самоунижением и с несомненною верою, что Господь все нужное даст. Когда же что получится… это не наше… Ес­ли и ничего не даст Господь — и то слава Богу! Все свое спасение отдать надо в руки Господу, — самый верный, надежный, благой и мудрый путь. (15, с. 28-29.)

Господь близ и даже в сердце

Чего искать должно? Живого осязаемого общения с Господом. Даст сие благодать Божия, но нам необходимо и самим трудиться о том. Ку­да же обращать труд? На то, чтоб всегда памятовать о Господе, яко близ и даже в сердце сущем… Первый труд — навык повторять непрестанно молитву Иисусову. И начинайте, все твердите и твердите, но все и с мыслию о Господе. И все тут. (15, с. 164-165.)

Теплота в сердце

Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела. Это сосредоточение всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты. Ощущение сие, сначала легкое, все усиливает­ся, крепнет, углубляется, из холодного, каково оно вначале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание. И происходит, таким обра­зом, что сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею внимание порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем дер­жит внимание без особого его напряжения. Они затем друг друга под­держивают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание. Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу — всегда будешь в памяти Божией… Теперь вопрос — духовная ли это теплота? Нет — не ду­ховная! А обыкновенная, кровяная… Духовною можно назвать сию теп­лоту только тогда, когда она сопровождается духовными, молитвенны­ми движениями. (12, с. 64-65.)

Принять искру и раздуть пламень

Чего ищут молитвою Иисусовою? Того, чтоб канул в сердце благо­датный огонь и началась непрестанная молитва, чем и определяется бла­годатное состояние. Ведать подобает, что молитва Иисусова, когда Божия искра падет в сердце, раздувает ее в пламень, а сама не дает сей ис­кры, а только способствует к принятию ее. Чем способствует? Тем, что собирает мысли воедино и дает душе возможность стоять пред Господом и ходить в присутствии Его. (15, с. 189.)

Восторгов не домогаться

То, чего должно искать молитвою, это есть водружение в сердце ти­хого, но теплого чувства к Богу неотходного; восторгов же и особенных движений не домогаться; а когда Бог пошлет особенные молитвенные чувства, благодарить за них, а не присваивать себе и не жалеть, когда отойдут, как бы о потере великой, а всегда от них смиренно нисходить к тихому чувству ко Господу. (36, с. 47.)

Теплота духовная

Благодатная теплота особая есть, и она собственно есть духовная… Она отрешена от плоти, и в теле не производит заметных изменений, и свидетельствуется тонким сладким чувством. По сим чувствам всякий легко может определить и различить теплоту… Это каждому следует сделать; стороннему тут нет дела и места… Все же внимание обратите на духовные действия и чувства. Они будут проходить по душе и телу, как утренняя приятная прохлада. (12, с. 66.)

Духовное горение

Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загора­ется от прикосновения Господа к сердцу. Как Он весь есть любовь, то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви — и горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом ис­кания. (18, с. 93-94.)

5. Как и когда Иисусова молитва привьется к сердцу

Незаметность успеха

Когда она привьется к сердцу, тогда не бывает внутри перерывов, а все одно и одно… Как привьется?! Кто знает — как? А прививается. Тру­дящийся сознает это, не зная, как то совершилось. Труд, хождение в при­сутствии Божием с частым, сколько можно, повторением молитвы сей. Как только свобода — сейчас за нее… И дастся. (15, с. 49.)

Иным скоро, а иным не скоро

Буди вам известно, что умно-сердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла, как только было сказано, в самый этот час, другому пришла через шесть ме­сяцев; третьему — через десять месяцев; а одному великому старцу — че­рез два года. И это почему так бывает — одному Богу только известно. (15, с. 228.)

Срок — по мере сил и усердия

Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Поло­жи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока пока­жутся слабые начатки успеха. Один из афонских отцов говорил о себе, что прошло два года труда, пока согрелось сердце; у другого некоего это пришло через восемь месяцев. У всякого это происходит по мере сил его и усердия к сему делу. (37, с. 212.)

Урывочками проку не будет

А главное что подобает? Уж браться за дело, так браться, а урывоч­ками ничего не будет. Когда запружают пруд — как делают? Вдруг спе­шат завалить проход. А если положить ком земли и бросить дело, то во­да разнесет его. Опять положить ком и оставить — опять вода разнесет. И так — труд без конца, — а пруда все-таки не состроим. Примените это к душе. Ток помышлений, как река, быстро льется из головы и сердца. Вдруг надобно зажать проходы, — и уж не отпускать. А если немного по­держать и отпустить — ничего проку не будет. Это тоже, что строить и разорять. (6, с. 51.)

Совершенство в молитве бывает вместе со всеми добродетелями

Но если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преус­пеем в ней. Помни также, что молитва одна не бывает в совершенстве, а вместе со всеми добродетелями. По мере усовершения добродетелей со­вершенствуется и молитва. Главнейшие суть: страх Божий, целомудрие, смирение, сокрушение, плоти умерщвление, терпение, любовь. Когда они будут, явятся и другие все, а с ними и молитва. (15, с. 168.)

Подается через таинства

Настоящая сердечная молитва — дар благодати, подаваемый через таинства Исповеди или Причащения… Что дает благодать, того свой труд никак не может дать. Он только приготовляет к принятию дара; и по получении его подогревает его — вместе с таинствами. (15, с. 195-196.)

6. Какое выбрать правило?

Общие наставления

Определи в молитвенном твоем правиле часть и молитве Иисусовой. Твори несколько раз сию молитву в начале своего молитвословия и не­сколько раз после него. Если есть усердие, и после каждой молитвы, вхо­дящей в такое молитвословие, делай то же…

Число, сколько раз повторять сию молитву, в каком случае, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвой, прибавляй понем­ногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отка­зывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай.

Не спеши гнать одну молитву за другою, а с мерною длительностью произноси их, как обыкновенно говорят перед большим лицом, когда просят его о чем. Однако ж не об одних словах заботься, а паче о том, чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, яко присущему, с полным сознанием Его величия, и благодати, и правды…

Творя сию молитву на правиле, или кроме его становясь для нее в молитвенное положение, при каждом разе ее произношения делай по­клон: десять раз поясной, а затем земной, — так, пока кончишь. (37, с. 209-210.)

«Количеством ли молитв и поклонов себя определить или о внима­нии более заботиться?» — Без внимания молитва не молитва. Следова­тельно, это главное. Но при этом надо и правилом определить количест­во молитв и поклонов. Это для домашнего молитвословия. Лучше всего для успеха в молитве ходить в церковь на все службы и там стараться в благоговейной быть молитве. (15, с. 168-169.)

Не надо желудок наполнять пищею, пусть чувствуется пустота там, — и сну поблажать не должно. Не должно и развлечений допускать — и смехов, и балагурства. Держать себя всегда, как бы находились в присут­ствии царя. Если будете внимательно все делать, само дело научит мно­гому. В книгу — рассказы — не смотрите. Там есть советы, не пригожие для вас, которые могут повесть к прелести. Читайте книгу о трезвении и молитве. (15, с. 112.)

Начальное правило: весь урок зараз

Стоя сознанием и вниманием в сердце, произноси непрестанно: Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, — без всякого образа и лика, по вере, что Господь зрит тебя и внимает тебе. Чтобы утвердиться в этом, должно назначать известное время утром или вечером, четверть, полчаса и более, кто сколько может, на то, чтобы только творить эту мо­литву. Это после утренней и вечерней молитвы, стоя или сидя. Этим по­ложатся начатки навыкновению. (1, с. 244-245.)

Другое правило: понемногу, но чаще

Для занятия молитвой Иисусовой определите особое время от утрен­него и вечернего молитвословия. Раза два становитесь до обеда, раза два после обеда, всякий раз творя сто молитв Иисусовых с поклонами: пояс­ными при маленьких узелках и земными — при больших. Положив так, неотложно исполняйте каждый день, ничем не отговариваясь. Став на молитву, тотчас вспоминайте, что Господь близ есть — и видит, и слы­шит, и желает дать вам, что для вас спасительно… Постоянство в испол­нении — главное условие успеха. (15, с. 111.)

Еще правило: часто, с удвоением и утроением

Желательно вам сочетать ум свой с помышлением о Господе. Способ к сему наилучший — навык молитве Иисусовой, как впереди написано. Назначьте себе раза три — четыре в день становиться перед иконами для творений сей молитвы с благоговением и с предзрением Господа перед собою, и творите ее всякий раз по 100, 200, 300 раз, как вам под силу. По­ложивши срок на это, не отменяйте уже. Мысль весь день и будет видеть впереди — вот-вот надо становиться. И будет Господь близ. (14, с. 52.)

Художество

Из Симеона Нового Богослова о художественном прохождении ум­ной молитвы… Телесные при этом положения и приёмы не составляют главного дела — они не больше, как приспособления. Я их тут означу еще особо: сесть в уединенном месте, преклонить голову к персям, стеснить несколько дыхание и телесные очи обратить тоже внутрь, к месту серд­ца, и в этом положении, собравши ум в сердце, говорить: «Господи Ии­сусе Христе, помилуй мя!» (30, с. 180-181.)

Правило по образцу странника

Урок молитвенный надо исполнять зараз. Начать с меньшей меры. Например: дня два — три по 1000, потом дня два — три по 2000, потом с не­делю и более — по 3000. На 3000 можно подольше побыть. После прибав­лять по тысяче, если время удобно и прочие службы дозволяют… Испол­нять положенное число молитв, то стоя, то на коленях… Внимание дер­жать в груди, немножко ниже впадинки, что под горлом… Проговари­вать молитвенные слова неспешно, будто нараспев. Поклоны при этом класть по произволу. Если без них лучше идет дело, лучше не класть, или изредка класть… Не надо ограничиваться одними словами, но при этом освежать созерцание Бога яко вездесущего, всесодержащего, о всем промышляющего и прочее. Лучше всего отбывать сей урок ночью… И молитву сию творить всякому, не монаху только, но и мирянину… Внеш­ние приемы (описаны в 5 т. «Добротолюбия»): сесть на стульце, скло­нить голову, стеснить дыхание — можно оставить. Всё усилие остано­вить на средоточении внимания в сказанном месте. (12, с. 192-194.)

7. Как творить Иисусову молитву кроме правила

Весь день в подвиге внимания

С утра поглубже утвердитесь в помышлении о Господе, станьте пе­ред Ним утром во время молитвы, и потом весь день напрягайтесь не от­ступать от Него, взявши в пособие сладчайшее Его имя. Делаете ли что, говорите с кем, идете, сидите, кушаете, — ум все с Господом да будет. За­будетесь, и опять воротитесь ко Господу и себя побраните с сокрушени­ем… и всё так… в этом подвиг внимания. (6, с. 37.)

Произносить непрестанно молитву Иисусову не требуется

Порождение молитвы во время рукоделия — милость Божия, — и мо­литесь тут же за работою. Жалеете, что молитва Иисусова не бывает не­прерывною, что не произносите непрестанно, — это и не требуется. Тре­буется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при раз­говоре, и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего-либо. Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею, бывает в настоящем виде, то продолжайте так действовать, и молитва сия расширит область свою. (14, с. 155.)

Пусть ум поработает сидя в сердце

Вы большею частью живете в голове, а в сердце сходите лишь тогда, когда головная работа возбудит какое-либо чувство. А надо, наоборот, в сердце быть неотходно, а голову совсем бросить, — если встретится нуж­да, по потребности жизни духовной, поработать умом, то пусть он тогда работает сидя в сердце. (32, с. 527.)

Когда в храме творить Иисусову молитву, а когда молиться общей молитвой

Спрашиваете: следует ли принуждать ум творить молитву Иисусову в храме, когда на душе мирно, безмятежно и когда ум при этой тишине внимает тому, что читается и поется? Следует стоять в присутствии Божием и в чувстве к Богу, что бы вы ни делали. Так и в храме… Молитва сия оживляет и поддерживает внимание к Богу с соответственными чув­ствами. (13, с. 227.)

Во время богослужения надо внимать службе, стоя вниманием там же, где и Иисусова молитва творится. А когда что невнятно читают и по­ют, тогда творить эту молитовку. (12, с. 194.)

Как в церкви быть: внутренно ли молиться своею молитвою или слу­шать, что читается и поется? — Разогревайте свою внутреннюю молитву и при ней слушайте. Молитва внутри — печка, а слушание — дров в печ­ку подбрасывание. Но если слушание разбивает внутреннюю молитву, то лучше оставаться со своею молитвою; но на литургии надо и мысля­ми и чувствами идти вслед за службою. Вот еще что надо помнить: в цер­ковь собираемся на общую молитву, чтоб и мысль, и чувство, и слово было у всех одно, иначе не получим, что обетовал Господь, когда два или три молятся. (32, с. 500.)

8. Что делать, когда внимание отбегает

Ум ничем нельзя привязать, как чувством

Ум все перебегает с предмета на предмет. Чем его привязать? Ничем нельзя, как чувством. Когда на сердце есть какое чувство, то оно и ум привязывает к предмету чувства. Следовательно, кто хочет привязать ум к Богу, так чтобы он непрестанно зрел Бога, надобно оживить чувст­во к Богу. (12, с. 95-96.)

А блуждание мыслей как? Когда будет чувство в сердце, они не бу­дут блуждать. Когда кран в самоваре отвернут, вода течет неудержимо, а как завернешь, вода останавливается; так и с мыслями: всё текут и текут, завернешь кран — и перестанут. Это завернутие крана есть возбуждение святого чувства в сердце и держание его. (32, с. 501.)

Память Божия и сокрушение не дадут мыслям рассеиваться

Рассеиваюсь… Кто виноват? — Не рассеивайтесь. И как только заме­тите, что мысли пошли блуждать, тотчас опять ворочайте их. Навыкай­те быть в памяти Божией и памяти смертной. Будет сокрушение — и не даст мыслям рассеиваться. (15, с. 175.)

Приложить самоукорение и трезвение — и конец убеганию внимания

Но беда наша в том, что мысли разбегаются, за ними уходит и внима­ние, и ум начинает блуждать вне и не знать, куда уходит. Молитва и пре­секается, хоть и стоим на молитве. Как же быть? Не вижу нигде указа­ний, одно все говорят: когда опомнишься, воротись опять в сердце и начинай опять взывать из сердца, взывай о том, чтобы ум не убегал вовне. Опять убежит ум — опять вороти его и опять берись взывать, и всё так… Что же выйдет? Будет ли конец сему убеганию? Надо бы ему быть, но у нас с вами все не клеится. Мне думается, что если приложить к сему бо­рению самоукорение на себя и прошение у Господа трезвения, то Гос­подь, увидев наше терпеливое искание и искреннее желание трезвения, подаст нам по милости Своей. (32, с. 501.)

Богомыслие необходимо

«Не могу, — говорите, — трезвиться и бодрствовать». Если это, как пишете, находит и отходит, то это ничего… А если тянется долго, надо подбодрить себя Богомыслием, или созерцанием таинства веры нашей, особенно: смерти, суда, ада и рая. Страх Божий надо разогревать, в нем великая возбудительная сила. От ослабления его находит леность, нера­дение и сонливость. (32, с. 500.)

При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо — иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе, и даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением. (11, с. 19.)

Непрерывно должно каяться

Нет минуты, когда бы кто не имел чего на совести — вольного или не­вольного, а потому нет минуты, когда бы не возмущался его мир с Бо­гом… Следовательно, непрерывно должно каяться. Ибо покаяние смы­вает всякую скверну с души и делает ее чистою. (2, с. 377-378.)

Иисусовой молитвой тотчас изгладить греховный след

Обычно помыслы кружатся в голове. Это пустые. Но вы смотрите за теми, которые как стрелою пронизывают сердце и оставляют там след, как царапину. Тотчас возьмитесь и изгладьте след сей молитвою, восста­вив на место его противоположное чувство. Когда хранится теплота, эти случаи редки и слабы. (14, с. 177.)

Частое памятование о Боге без благоговения лишает духовных плодов

Относительно умной молитвы держите одну предосторожность, чтоб при непрестанном памятований о Боге не забывать возгревать и благоговейный страх, и позыв падать в прах пред лицем Бога, милости­вейшего Отца, но и грозного Судии. Частое памятование о Боге без благоговеинства притупляет чувство страха Божия и через то лишает его того спасительного действия, которое ему принадлежит в кругу духов­ных движений и которого, кроме его, ничто произвесть не может. (7, с. 412.)

9. Основные опасности

Искушение от врага

Трудно вначале, и кажется какою-то нелепостью, вычурностью, и сколько невыгодных мыслей о сем деле! Главное — надо стать умом в сердце перед Господом, и стоять пред Ним неотходно и день и ночь до конца жизни. Употребите небольшой труд. Длительность изучения уро­ка и долга и коротка, смотря по вере и усердию. Не ослабевайте. Будет и подозрение к советующему, и неблаговоление к самому делу молитвы: хула на нее, изнеможение, желание бросить — именно потому, что муд­рено. Опасно! Не слушайте, держите свое дело. Враг паче всего всевает хулы на сию молитву. Ибо тогда огонь палит его и отгоняет. Ему присту­па нет к тому лицу, в сердце которого внедрена молитва Иисусова. Слад­чайшее имя Господа, непрестанно звучащее и глаголющее в сердце, даже без вашего ведома будет бить его. (6, с. 49-50.)

Голова болит

Вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать, а когда сойдете в сердце, никакого труда не будет, голо­ва опустеет и помыслам конец… Если же найдете сердце и сумеете сто­ять в нем, то всякий раз, как начнут смущать помыслы, стоит только ни­зойти в сердце — и помыслы разбегутся. Это будет уютный уголок, безо­пасное пристанище. Не поленитесь низойти. В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех начинающих искать Господа. (10, с. 52.)

Художество опасно

Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если б это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и при­ладили к сей молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, — а иного, дивно сказать, в постоянное похотное состояние. Его потому на­до и отсоветовать, и запрещать. А сладчайшее имя Господа в простоте сердца призывать всем надо внушать и всех к тому располагать. (17, с. 87.)

Легкая теплота от естества

Из молитвы Иисусовой не знать что сделали. Думают, что как толь­ко стал кто творить сию молитву, то этим одним уже все сделал. Молит­ва сия стала у них как заговор какой: твори ее, приложив к сему и те те­лесные положения, о коих инде говорится, и все получишь. Вот и мур­лычут, а сердце остается пусто, и мысли бродят, даже и срамные движе­ния приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: вот благодать, вот бла­годать! И не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придет легкая теп­лота, не дивись, это от естества, а не от благодати. (15, с. 189.)

Начало самопрельщения

Ведай, что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выда­ваясь, как совершается рост тела. Потому, когда возгласится у тебя вну­три: а, вот оно! — знай, что это возглас вражий, представляющий тебе нечто кажущееся вместо действительного. Тут начало самопрельщения. Заглушай сей глас сразу. Иначе он, как труба, будет гудеть у тебя, питая самомнение. (37, с. 211-212.)

Разлад от греховных привычек

Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя сию молитву, не отстают от каких-либо грехов и привычек греш­ных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий раз­лад, прогоняющий всякую мирность сердца. Отсюда помутиться может голова и понятия придти в смятение и запутанность. (15, с. 192.)

Ложный мистицизм

Истинно христианская жизнь есть жизнь сокровенная со Христом в Боге. Она таинственна и в зарождении, и в путях созревания, и в своем совершенстве. Потому не всякий мистицизм есть ложный. Ложный ми­стицизм происходит от уклонения с правого пути восхождения к богообщению…

Уклонение в ложный мистицизм у отцов, подвижников трезвенных, называется уклонением в прелесть… Одни застревают на воображении, другие останавливаются на умоголовном делании. Истинный шаг дела­ют те, которые, минуя эти станции, проходят до сердца и укрываются в нем. Но и здесь еще возможно заблуждение, потому что часть умно-сер­дечной молитвы есть самодельная, трудовая; а где мы, там всегда есть возможность падения в прелесть, точно так же как и в грех. Безопас­ность начинается, когда утвердится в сердце чистая и непарительная мо­литва. (30, с. 231, 233-234.)

Кто в сердце, тот безопасен. Еще безопаснее, кто болезненно припа­дает к Богу на всяк час в сокрушении, с молитвою об избавлении от пре­лестей. (1, с. 245.)

10. Необходимость иметь руководителя

Чтобы избежать прелести

Итак, с самого начала движения отвне внутрь… возможно уклонение в ложный мистицизм. Как же избежать этого несчастия? У отцов для этого указывается один способ: не оставайся один, имей опытного советника и руководителя. Если нет его, сойдитесь двое-трое и руководитесь взаимно при свете отеческих писаний. Другого пути к избежанию за­блуждений мистицизма я не знаю, кроме разве особого благодатного ру­ководства, которого сподоблялись немногие избранные Божий. Но это — особенности, а мы говорим о путях жизни, общих всем. (30, с. 234-235.)

Где мирянину взять руководителя

Еще одно недоумение: в деле умной молитвы надо иметь руководи­теля; где взять его мирянину? Там же, в миру, — и между духовными от­цами, и даже между мирянами. То правда, что реже и реже становятся лица, к которым можно было бы обратиться за советами о духовной жизни. Но они всегда есть и будут. И желающий всегда находит их, по милости Божией. Жизнь духовная есть Божия жизнь; и Бог особое име­ет попечение о взыскивающих ее. Возревнуешь только — и найдешь все благопотребное около себя. (7, с. 384-385.)

Нужен опытный учитель

Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внима­ние благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принуж­денное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутрен­ней молитве, если только есть опытный учитель, — очень удобный и сво­бодный. (15, с. 227.)

11. Заключение

Что нужно помнить и делать

Спрашивайте, что нужно… Припоминайте и так делайте… Внимани­ем надо сойти в сердце и стать там пред лицем Господа, вездесущего — и в вас, и всевидящего — и в вас…

Стоя пред лицем Господа, других мыслей не пускать, а только Госпо­да зреть с должными к Нему чувствами: что видит, слышит, готов внять и исполнить. Не оставляйте слово [Иисусовой молитвы] без помышле­ний о Господе и о том, что Он есть для нас, но помышления имейте про­стые: что Он близ, хранит, держит, учит, руководит.

Когда начнете, тогда откроются определенные нужды по поводу сей молитвы — и спросите.

Зрите на конец дела. Мысль и чувство так сроднятся с Господом, что станут неразлучны, — будет чувство к Господу неотлучное — теплое и сладостное. Все же прочее станет вне, как чужое.

Когда будете смиренны, благодать Божия скоро приведет в силу сию молитву…

Заботьтесь, чтобы все шло от сердца. О внешних положениях не ду­майте…

Лишь родится такая мысль [что молитва установилась], наперед знайте, что она лжет, — и не останавливайтесь на ней.

Прочность начнется, когда огонек в сердце образуется. (16, с. 102-103.)

Поимейте главным делом, и тогда…

Трудитесь так и молите Господа, чтоб дал вам наконец ощутить и по­знать, что такое есть болячка в сердце, по слову старца Парфения. Вдруг это не дается. Пройдет год усиленных трудов, а может быть, и больше, пока начнут показываться некие следы. Благослови вас, Господи, на труд и путь сей. Но вы не считайте это каким-нибудь приделком, а по­имейте главным делом… Вот когда, Бог даст, зародится болячка в серд­це вашем, тогда само собою прибудет и то, чего вы желаете, или нечто, гораздо высшее того, — водворится особый некий такт, по которому все будет у вас идти ладно, складно и уместно, без думанья о том. Тогда вну­три себя будете носить учителя, премудрее которого нет на земле. (7, с. 366.)
Из книги святителя Феофана Затворника «Страсти и борьба с ними». Составитель игумен Феофан (Крюков).