Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие    Соборование    Молитва     Война со страстями    Смерть поминовение    Крещение и Миропомазание     Епархия НВК


Святитель Николай (Могилевский). «Молитва — способ борьбы с помыслами».

Святитель Николай (Могилевский)

Чрез постоянное устранение от себя и даже по видимости добрых помыслов подвижник достигает некоторого сердечного самоуглубления, сосредоточенности; и тогда он должен особенно прилежно взывать к Богу и молиться молитвой Иисусовой. «Взывай так прилежно, стоишь ли, сидишь ли, или лежишь, — взывай, затворяя ум в сердце: призывай Господа Иисуса Христа всеусердно, терпеливо и постоянно — пождательно, отревая всякий помысл. Тогда все помыслы, как бы огнем опаляясь Божественным именем Господа Иисуса, невидимо отбежат»[1]. Ибо «как при появлении солнечных лучей все звери обращаются в бегство в свои норы, так точно, когда молитва засияет, как луч, от наших уст и языка, ум наш просвещается, а все безумные и зверские страсти (помыслы) прогоняются, обращаются в бегство и скрываются в свои убежища … Хотя бы тогда присутствовал диавол, он обращается в бегство, хотя бы демон, он удаляется»[2].

«Прекрасны молитва и чтение, — говорит преподобный Нил Синайский, — они прекращают суетное скитание мыслей, связуя помысл, кружащийся над чем не должно, и с пользою удерживая его при себе нимало не развлекаемым в сем прекрасном занятии».

Молитва отрешает ум от всякого помышления о чувственном, возводит к Самому над всеми сущему Богу, настраивает нас на собеседование с Богом, и долговременным навыком в сем вводит с Ним в содружество, и таким образом делает, что человек проводит жизнь в чистоте, как бывший уже в общении с Богом и вскоре потом снова готовящийся к сему общению.

Итак, в борьбе с помыслами подвижник при посредстве молитвы, чтения слова Божия и других дополняющих средств, при старании и усердии может достичь не только освобождения своего ума от греховных помыслов, но путем упражнения последнего (ума) в навыках к добрым мыслям может приобрести нравственную устойчивость помыслов, а эта последняя способна возвратить ум к его первобытной чистоте (созерцанию Бога).

[1] Преподобный Нил Сорский ср.: Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. С. 394.

[2] Там же. С.395.

Источник: Святитель Николай (Могилевский), выдержки из главы «Бей ратников» в книге «Не поклонимся греху: Святоотеческое учение борьбе со страстями» (С.102-115).