«Вечери Твоея тайныя…» — песнопение во Святой и Великий Четверг Страстной седмицы с переводом на русский язык. Толкование.

Этими словами мы каждый раз молимся перед принятием Священных Христовых Таин. Но сегодня, в Великий Четверг, в день воспоминания Тайной вечери, когда Господь наш Иисус Христос Сам впервые причастил учеников Своих, Святая Церковь делает на этом песнопении особый акцент, подчеркивая важность совершаемого за Богослужением события.

На церковнославянском языке: Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

Перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!».

Комментарий к песнопению

Сегодня, в Великий Четверг, во время великого входа на Божественной Литургии вместо Херувимской песни мы слышали проникновенные слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Сегодня у всех христиан Святая Трапеза и пир духовный! Мы готовились к этому благословенному дню, говели, очищались на поприще Великого поста. И вот Всещедрый Владыка для укрепления и ободрения всех верных Сам уготовляет благословенные Пищу и Питие, от которых вовек не будет голода и жажды.

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими», – просим мы Спасителя нашего Иисуса Христа. С трепетом и страхом Божиим будем нынче входить на сию вечерю. Господь с нами! Незримо Он присутствует в храме Божием, пребывает в душах любящих и преданных Ему учеников. А мы? Мы, исповедующие святую православную веру, достойны ли называться последователями Христа, по праву ли носим это высокое имя?!

Святое Евангелие преподает нам описание Тайной вечери. Трапеза совершалась по закону Моисея. В день Пасхи все иудеи должны были вкушать пасхального агнца в память исшествия народа Израиля из египетского плена. Торжественностью и значительностью отличалась ветхозаветная Пасха, но она была лишь прообразом, – Иисус Христос, Сын Божий, совершил новую, бессмертную, истинную Пасху. В трапезу всем христианам предлагаются отныне Пречистые Тело и Кровь нашего Спасителя! Об этом повествует Евангелие: И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк. 14, 22–24).

Вот чем сегодня насыщает нас Господь: не хлебом – а Телом, не вином – а Кровью! Приступим же к Таинственной Трапезе церковной с тем же благоговением, которое испытывали, причащаясь, святые апостолы. За нас полагает нынче душу Господь. Уразумеем это и восславим силу Божественной любви истинной и несомненной верой, подлинной благодарностью и правильным рассуждением о происходящем. Всем сердцем воспримем творимое для нас Спасителем чудо Евхаристии! Великую тайну совершаемого таинства не поведаем врагам Господа, оставим сокровенной в глубине нашей души. Не способны люди, не почитающие Бога, не признающие важность искупительной жертвы распятого Спасителя, оценить величие Святой Трапезы.

Всем верующим в Него Господь говорит: Время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими (Мф. 26, 18). К каждому из нас готов прийти Спаситель, ведь тот счастливый домовладелец – прообраз благодарной души христианской.

Близится к завершению земное служение Христа. Дело, для которого Он пришел по воле Бога Отца, в скором времени будет исполнено до конца. Приняв на Себя человеческое естество, Господь приобщился плоти и крови каждого из нас. Но сейчас всем страждущим, алчущим, жаждущим правды, всем обремененным житейскими заботами Господь Иисус возвещает величайшую любовь, Самого Себя приуготовляя к завещанной верным Божественной Трапезе. Выше всяких слов и обетований преподанное нам сегодня таинство! Не только устами причащались мы Трапезы Господней, участвуя в Тайной вечере Великого Четверга.

Всем существом своим восприняли Тело и Кровь Спасителя. Вкушая Пречистое Тело Христа, приготовились мы очистить свое грешное и недостойное тело и всецело отдать нашему Спасителю. Причащаясь Крови Его, за нас на кресте излитой, не усомнились в решении стоять до крови за имя Христа, за святую веру христианскую. Тем самым заключили мы ныне с Господом священный завет, обязуясь предать себя самих, друг друга и живот наш Ему – Спасителю и Богу нашему! Вот какую сокровенную тайну несет в себе Святое Причащение. И только осознав ее, можно достойно приступить к Трапезе Господней. А иначе мы причастимся не во благо себе, а в суд и осуждение, как принял его некогда предатель Иуда.

Иуда также возлежал с Господом за пасхальным столом. Ему было даровано то же, что и всем другим апостолам. Только от принятой святыни предательское сердце воспламенилось не любовью и благодарностью, а завистью и жаждой мести. Приняв бессмертное брашно, Иуда поспешил исполнить уже обещанное – предать Божественного Учителя врагам Его. Мы все знаем этот факт, не раз слышали о нем из Святого Евангелия, и не устаем возмущаться и внутренне негодовать по сему поводу. Между тем, братья и сестры, задумаемся: а разве в нас нет иудиного лицемерия? Разве не бывает так, что, хотя и приступаем ко Святой Чаше, но сердце не прощает обиды, горит огнем злых помыслов и угнетающих страстей?! Не очистившись, не преобразившись духовно, дерзаем принимать в себя Святое! Так чем же мы лучше Иуды?!

Пречистое Тело Спасителя и Кровь Господа взывают к нашей совести и сознательности. Да, мы не можем по немощи человеческой достичь совершенной безгрешности. Но разве не должны мы следовать примеру угодников Божиих, возвеличенных в лике святых Церкви Христовой? Разве мы не способны достойно бороться со своими грехами, хранить душу от соблазнов мира сего, возгревать в себе теплоту истинного покаяния и подлинного смирения?! Ведь Господь, видя наши усилия, обязательно поспешит на помощь, поддержит неизреченной благодатью Своей благое старание к добродетельной жизни. В противном же случае мы приступим к любящему нас Господу с иудиным лобзанием. Но в молитве ко Святому Причащению мы обещаем: «…ни лобзания Ти дам яко Иуда»! Будем же держать свое обещание и не станем предателями и врагами Того, Кто питает нас Телом и Кровию Своей в жизнь вечную и истинное бессмертие!

Сознание всей своей греховности, своего недостоинства побуждает нас к смиренному и трепетному восклицанию: «…яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Мы уподобились ныне благоразумному разбойнику, и, страдая от грехов своих, исповедуем Иисуса Христа истинным Богом, имеем надежду и упование на Него, осознаем собственную немощь пред Господом и дерзновенно просим о великом благе памяти Божией. Если будем в просьбе своей искренни, раскаяние наше достигнет небес, и нам, как тому распятому на кресте разбойнику, уверовавшему во Христа, Спаситель милостиво и дружелюбно ответит: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Может ли быть что-либо выше и благодатнее этого благословенного обетования?!

Через вкушение запретного плода в раю наши прародители Адам и Ева познали трудности жизни и смерть. Через вкушение Тела и Крови Сына Божия познаем мы радость духовного возрождения и будущее вечное блаженство. Сия есть премудрая любовь Божия!

Возрадуемся же, братья и сестры, что сподобились причаститься в этот святой день. Великим постом усиленно трудились мы, чтобы получить благословенный дар. Но теперь предстоят не меньшие усилия и старания – чтобы сохранить бесценное сокровище, духовными силами постоянно ощущать в себе пребывание Господа. Сын Божий в нас! Позаботимся же во все дни удерживать Его в себе! Дадим Спасителю благословенный покой, доставим утешение, распахнем для Господа чистое и любящее наше сердце. Постараемся не огорчать Его ни словом, ни делом. Отныне ничто не сможет разлучить нас с возлюбленным и возлюбившим нас Господом, Который Сам говорил: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Не допустим же, чтобы душа наша, куда вошел в таинстве Святого Причащения Господь, явилась для Него новой мучительной Голгофой. Аминь.

Источник: Митрополит Владимир (Иким) (1940), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский из книги «Врата покаяния»